г Санкт-Петербург
код клиента
Обращаем ваше внимание, что мы работаем только с оптовыми заказами от 50 000 ₽.

Привлечение к ответственности за непредставление сведений в регистрирующий орган

«Привлечение к ответственности

за непредставление сведений в регистрирующий орган»


Данная статья посвящена вопросу привлечения к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Пунктом 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление либо несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлены случаи представления сведений. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения в случае, если изменились следующие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ:

- наименование;

- организационно-правовая форма;

- адрес;

- сведения об учредителях (участниках);

- сведения о правопреемстве;

- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

- данные о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;

- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Законом о государственной регистрации установлено, что, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI Закона.

Индивидуальный предприниматель также обязан сообщить в регистрирующий орган по месту жительства в течение трех дней в случае, если изменились следующие сведения:

а) фамилия, имя и отчество;

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство;

д) место жительства в Российской Федерации;

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

ж) вид и данные документа, установленного в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

з) вид и данные документа, предусмотренного в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Пунктом 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.

Необходимо отграничивать представление недостоверных сведений от представления заведомо ложных сведений, за которое предусмотрена иная ответственность (в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ представление заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет).

Представление недостоверных сведений в регистрирующий орган характеризуется отсутствием умысла лица в представлении недостоверных сведений, что обусловливает меньшее административное наказание по сравнению с санкцией за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Чаще всего под представлением недостоверных сведений регистрирующему органу понимается отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в учредительных документах. Указание несуществующего адреса трактуется регистрирующим органом как представление заведомо ложных сведений.

В случае предъявления претензий регистрирующим органом в связи с отсутствием по месту нахождения, указанному в учредительных документах, можно руководствоваться выработанным судебной практикой подходом.

Суды при рассмотрении подобной категории дел исходят из того, что для привлечения к административной ответственности за отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в учредительных документах, необходимо доказать отсутствие юридического лица по этому адресу на момент представления документов в регистрирующий орган, а не на момент проведения проверки (постановления ФАС ЗСО от 14.08.2007 N Ф04-5475/2007 (37088-А67-15), ФАС ВСО от 15.05.2007 N А69-2603/06-3-Ф02-2744/07, ФАС ЗСО от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007 (37548-А67-37), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 N А56-14519/2008).



Должностному лицу организации, привлекаемому к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, необходимо иметь в виду наиболее часто встречающиеся основания для отмены постановлений о привлечении к административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Следовательно, вынесение постановления об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае его ненадлежащего извещения, а также в случае неизвещения его о составлении протокола об административном правонарушении и (или) о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является одной из причин отмены постановлений о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, должностному лицу, привлекаемому к ответственности, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его непосредственно адресату. Следует учитывать, что извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Однако, не могут считаться неизвещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).


Одним из оснований для признания привлечения к административной ответственности неправомерным является истечение сроков давности привлечения к ответственности. В ст. 24.5 КоАП РФ указано, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган составляет два месяца с момента совершения соответствующего правонарушения. В случае пропуска установленного законом срока представления сведений их представление по истечении двух месяцев делает невозможным привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.


На основании ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Данный перечень не является исчерпывающим, в качестве смягчающих обстоятельств могут быть признаны раскаяние в совершении правонарушения, незначительность просрочки в предоставлении требуемых сведений, совершение правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий.

Поскольку в данном случае ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрено два альтернативных вида наказания - предупреждение и штраф - лицу, привлекаемому к административной ответственности, при наличии смягчающих обстоятельств может быть вынесено предупреждение без взимания штрафа.

По общему правилу, закрепленному в ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, тем не менее лицо, привлекаемое к ответственности, вправе приводить доводы, что совершенное правонарушение является малозначительным.


Если должностное лицо все-таки привлечено к административной ответственности, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано им в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд (ст. 30.1 КоАП РФ).

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Отметим, что подача жалобы в вышестоящий орган течение этого срока не приостанавливает и, если жалоба на постановление будет подана в суд по истечении десятидневного срока, в удовлетворении жалобы будет отказано.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).